Кубанский народный хор

"Жемчужина"

Меню сайта
Категории раздела
Разное [1]
Репертуар Хора народной песни "Жемчужина" [1]
Тексты песен [12]
Случайное фото
Статистика
Главная » Статьи » Разное

Пасха на Кубани. Традиционная Культура Кубанских Казаков.
ПАСХА - один из наиболее крупных церковных праздников.
ПАСХА - ПАСКА, ВЫЛЫК ДЭНЬ, ВЕЛИК ДЕНЬ, Окончание Великого поста.

Если во время Великого поста, до разговления запрещалось веселье, то после «Бог благословлял» на активные шумные формы отдыха.
Значительная часть праздничного времени отводилась гостевым визитам «беседы (бэсыды)».
В первый день ПАСХИ дети шли в гости к родителям. На второй все собирались у старшей сестры. На третий – у следующей и так далее. Отправляясь в гости, брали в качестве гостинца ПАСКУ и десяток яиц.
В эти дни и родные, и знакомые, просто встречные приветствовали друг друга словами: «Христос воскрес!» Им отвечали: «Воистину воскрес!» Это приветствие соблюдалось до Вознесения.

ПАСХАЛЬНЫЙ ДЕНЬ

В Пасхальный день устраивали гуляния «вулыци (улицы)», «складки».
Устанавливали качели и карусели, в том числе круговые (рэли, рели), играли песни, водили хороводы («Ой же ты Ванюша»), проводились кулачные бои (кулачки).
Играли с крашанками (битки и катание).
Играли в игры: «Король», «Крывый танец», «Дрима», «Нелюб», «Довга лоза», «Кострубоньки», «Просо», «Горю, горю дуб (пень)», «В горшочки», «В пояса», «В мяча», «В гилку», «В шара».
Если на реке был лёд, играли команду на команду «В котку».
В некоторых станицах молодёжь снимала хату, устраивали складчину. Вначале усаживались за стол хлопцы, а дивчины их обслуживали. Затем хлопцы уступали место дивчинам, а сами плясали, играли в карты.
Праздничное настроение создавал и колокольный звон. В колокол звонили три дня.

РАЗГОВЛЕНИЕ

По возвращении из церкви умывались, мыли руки. Повсеместно в воду для умывания опускали одно или два красных яйца, «чтобы не болеть», «что бы быть «красными (красивыми)», «чтобы быть красивыми и счастливыми», «чтобы лицо было хорошее». При этом строго следили, чтобы не разбрызгать воду на пол. По традиционным представлениям, из брызг этой воды рождается нечисть.
После умывания «христосались (христосовались)» и садились разговляться.
Первым разговлялся глава семьи (дед, отец), а за ним все остальные, по старшинству. При этом каждый произносил: «Господи благослови».
Вначале разговлялись яйцом, ПАСКОЙ, салом, а за тем приступали к поросёнку или мясу.
После трапезы ложились на несколько часов спать.

ОБРЯДОВАЯ ПИЩА

В конце XVII – первой половине XIX века к ПАСКЕ жарили целого поросёнка и из обрядовой пищи составляли семиотически значимую композицию: ПАСКА стояла на кусочках сала, наверху обрядового хлеба находился жареный поросёнок, который держал в зубах красное яйцо.
Обрядовую пищу, а также мясо, масло, соль, мак, зерно, воду обязательно освящали в церкви.

Главная обрядовая пища праздника – крашеные яйца и ПАСКА.
ПАСКА - обрядовый хлеб.
Приготовление к празднику проводилась в пятницу и субботу. В ночь перед ПАСКОЙ нельзя было спать, а тем более стелить постель.
Форма ПАСОК, повсеместно была одинаковой – круглая высокая, 30 – 50 см, «чем выше, тем краше».
К верхушке хлеба с помощью освящённой вербы прикреплялись «шишки». Использовались так же зубчатые полоски из теста, фигурки птиц, «цветы», «крест». ПАСКУ украшали, таким образом, чтоб она «кучирявая була». Верхушку ПАСКИ красили яичным белком и посыпали пшеном, окрашенным в красный, синий, зелёный цвета.

После того как ПАСКУ сажали в печь, деревянную лопату переворачивали лопасть вверх и ставили у печи и причмокивали губами: «ц-ц-ц-ы» - «чтобы ПАСКА высоко поднялась».





Яйца красили в радужные цвета, но основным являлись красный, синий, зелёный, золотистый.
Существовали две традиции: приготовление однотонных «крашанок» и яиц с ПАСХАЛЬНЫМ орнаментом или рисунком – «писанок».
Отмечены и ПАСХАЛЬНЫЕ надписи. Помимо «официальных» аббревиатур И.Х., Х.В., встречаются и написание «названий детей», то есть имён детей. Это весьма показательно в плане архаичной символики: яйцо – жизнь.





СКОРЛУПКИ ОТ ПАСХАЛЬНЫХ ЯИЦ

Скорлупки тщательно собирали в одно место, а за тем закапывали или относили в реку («пускали по воде»). Сжигать скорлупки запрещалось «в огонь нельзя, куры не будут нестись, будут пропадать». Закапывали в одних станицах в огороде, в других крестообразно по краям на пшеничном поле.
Защищали свою хату, закапывая снаружи у святого угла, так же по четырём углам двора. Прятали «под стриху», чтобы корова не болела.

УКРАШЕНИЕ ХАТЫ

Доставали большие праздничные полотенца, вышитые скатерти. Доставали специальные ПАСХАЛЬНЫЕ «наблюдники», в которых носили обрядовую пищу на освящение в церковь. ПАСХУ принято было, если позволяли средства, встретить в новой одежде.

 
 
Категория: Разное | Добавил: Админ (03.04.2015)
Просмотров: 5867 | Теги: пасха, Культура Кубанских Казаков, Пасха на Кубани, Традиционная Культура Кубанских Каз | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Персональный фотосайт
  • VladREX.ucoz.ru

  •  Copyright VladREX © 1997 - 2024
    Перепечатка и любое коммерческое использование материалов сайта разрешается только с согласия авторов.
    Любое использование фото и видео материалов разрешается только при письменном согласии администрации сайта.
    При использовании материалов активная ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА.